История паркета

Во все времена и у всех народов в строительстве интерьера полам и их убранству уделялось большое внимание. Еще в древние времена и в Египте, и в Индии, и в Китае, и во многих других странах создавали прочные и красивые полы. В средние века "паркету" стали уделять больше внимания, он стал неотъемлемой частью новых домов, дворцов и замков. Но своего художественного совершенства пол из "дубовых кирпичей" достигает к началу XVII века в разных странах Европы. Сле-дует отметить, что художественная форма паркета тесно связана с общим стилистическим развитием искусства и архитектуры.

В общественных зданиях Древней Руси полы делали из дерева, из досок или из "деревянных кирпичей". Начиная с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название "елочка", а сам пол называли "косящатым". Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древе-сины, большей частью сосны. Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.

Так, уже в XVII в. наиболее распространенным приемом укладки паркета был способ, называемый "дубовым кирпичом": паркетины в форме кирпичей укладывали на известковой основе, швы между дубо-выми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой. Вдоль стен иногда делали дубовый бордюр. Такой паркет знали на Руси и раньше, он уже был известен по Дмитровскому собору во Владимире, по храму Василия Блаженного и Донскому монастырю в Москве. Но в отличие от тех полов к концу XVII в. он стал более искусным в художественном отношении. Паркет начала XVIII в. связан с русской резьбой. Высоко-художествениая резьба по дереву и металлу процветала в XVII в. в мос-ковских мастерских Оружейной палаты. В 1711 г. Петр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельные верфи. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством при из-готовлении паркетов петербургских дворцов.

Для дворцовых паркетов в 1749 г. было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранили в за-пасном Смольном дворе вместе с косяками грушевого дерева, ки-зилового карагача, чинары, самшита, ясеня и буковых кряжей — об этом мы узнаем из истории Царского села, выпущенной в свет в 1827 г. Весь перечисленный запас древесины в 1750 г. был отправлен в Царское село и послужил материалом для первых наборных паркетов. В дальнейшем ассортимент деревьев, употребляемых для паркета, значительно увеличился, и наряду с местными породами стали все более широко применять редкие и дорогостоящие сорта привозных "заморских" деревьев, среди которых были якаранда, жикитиба, чефраз.

Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по ри-сунку наслоений давали возможность мастерам набирать самые при-хотливые и нарядные узоры паркетом. В зависимости от материалов паркет носил различные названия: цветной (набранный из привозных деревьев), полуцветной, штучный (набранный из местных пород) и ду-бовый.

Паркеты изготовляли отдельными щитами, поэтому такой паркет получил название щитовой. Щит обычно состоял из основания, сбитого из досок, на которые наклеивали планки того или иного рисунка из раз-нообразной цветной древесины. Щиты укладывали на решетку, состо-явшую из сухих прочных брусьев. Щитовой паркет составляли из щитов самой разнообразной формы, в зависимости от рисунка пола: это были квадраты, круги, сегменты, ромбы и др.

При наклеивании цветного дерева на щиты применяли два способа: наборная работа — так называемое маркетри, когда рисунок собирали из отдельных частей дерева, тесно пригоняемых друг к другу, и интарсия (инкрустация), когда в основную породу, служившую общим фоном, врезали отдельные фрагменты цветного дерева.

При сборке щитов всякие неточности в расчетах на то или иное по-мещение всегда можно было исправить фризом паркета, так как его ширину можно было регулировать. Вот почему фризы, как правило, выполняли на месте. Все это можно видеть на блестяще сохранившихся паркетах Останкинского дворца-музея в Москве.

В паркетах всегда большую ценность представляла природная ок-раска древесины. Чрезвычайно важным искусством является и пра-вильный раскол дерева, подбор и укладка под определенным углом со-седних клепок. Это и создавало одну из самых характерных особенно-стей художественного паркета — изменчивую игру дерева на свету. Раскол дерева, в котором направление волокон идет перпендикулярно источнику света, обычно кажется темным, а направление волокон дре-весины, идущих параллельно источнику света, кажется светлым. Эти свойства древесины широко использовались в паркетных работах. В за-висимости от освещенности срезов и от перемещения источника осве-щения отдельные части паркета то "зажигались" светлыми пятнами, то угасали. Особенно следует отметить в этом отношении щитовой паркет из отечественных пород — сосны, дуба и березы.


Рис. 1. Художественный паркет Останкинского дворца Фрагмент 1


Рис. 2. Художественный паркет Останкинского дворца Фрагмент 2

В XVII—XIXвв. всю работу над паркетами выполняли исключи-тельно ручным способом. Массовое производство паркетных щитов в условиях фабрик начали применять только с 70-х годов XIX в. Вот по-чему фабричный паркет получил свое распространение с начала 80-х годов XIX столетия. Однако развитие механизированного производства паркета не означало улучшения его качества. К началу XX века почти все фабрики переходят на массовое производство простой паркетной клепки из самых различных пород отечественной древесины. При строительстве жилых и общественных зданий широкое применение находят паркетные полы простой укладки. Художественный паркет становится большой редкостью.


Рис. 3. Художественный паркет Останкинского дворца Фрагмент 3

Лучший русский художественный паркет XVIII в. сохранился в Ки-тайском дворце в г. Ломоносове и в Останкинском дворце-музее в Мо-скве. Паркет XIX в.— в Государственном Русском музее и в Зимнем дворце в С.-Петербурге. К художественно значительным паркетам, соз-данным в советское время, относятся паркетные полы в гостинице "Мо-сква", в высотном здании Московской мэрии и др. В качестве примеров можно привести рисунки фрагментов пола Останкинского дворца, по-строенного в 1791—1798 гг. для графа Н. П. Шереметьева. Главным ар-хитектором его с 1793 г. и до окончания строительства был П. И. Аргу-нов. П. И. Аргунов был поклонником русской классики, простота, яс-ность и величие которой отразились в проекте Останкинского дворца, где принцип симметрии сочетается с лаконичным и торжественным де-коративным оформлением интерьеров здания. Художественный паркет этого дворца вошел в историю русского декоративного искусства как одна из ярких ее страниц.


Рис. 4. Художественный паркет Останкинского дворца Фрагмент 4

Паркет дворца выполнен в щитовом варианте. Каждый щит имеет основание из сосновых досок, на которое рыбьим клеем наклеен ли¬цевой слой. Толщина этого слоя цветного дерева 15— 18 мм. Вообще, следует сразу оговориться — в бывшем Шереметьевском дворце в Останкино нет двух помещений, где бы рисунок паркета повторялся.
На рис. 1 дан фрагмент пола верхней Наугольной комнаты (выход во двор) с громадным зеркалом в обрамлении дверного портала, которое создавало эффект целой анфилады залов. Паркет здесь строг и в достаточной мере декоративен: в геометрически четкой сетке квадратных полей пестреют стилизованные цветки.
В полутемном зале Картинной галереи, примыкающей справа к На-угольной комнате, рисунок паркета украшен двумя декоративными вставками, наполненными растительным орнаментом (рис. 2), и круглой центральной розеткой.
На рис. 3 дан фрагмент пола второй Наугольной комнаты (выход в сад), примыкающей к торцевой части Картинной галереи. В рисунке паркета здесь повторен один из орнаментальных мотивов Картинной галереи — поясок обрамления с цепочкой декоративных тюльпанов. В центре комнаты дана яркая эллиптическая розетка.


Рис. 5. Художественный паркет Останкинского дворца Фрагмент 5

На первом этаже в Проходной галерее, которая вела из театра в Египетский павильон, паркетный ковер пола (рис. 4) органично сочета-ется с декоративным убранством стен и потолка. Двустороннее естест-венное освещение своеобразно выявляет рисунок паркета: в зависимости от освещенности отдельные части паркета то выявляются светлыми пятнами, то угасают. Когда смотришь на эту удивительную игру света и тени — начинаешь понимать всю прелесть дерева и богатство его деко-ративных возможностей. Умение использовать направление ворса дре-весины — одно из самых важных условий в производстве художест-венного паркета.

И наконец, один из самых красивых и величественных залов дворца — Египетский павильон, на архитектурном облике которого сказалось модное в конце XVIII в. увлечение античностью, в частности архитек-турой и искусством Древнего Рима. Сверкающий в лучах солнца паркет и позолота разных изделий, строгие очертания колонн и ограждения хоров, дополненные рельефным настенным фризом,— все это заставляет вошедшего остановиться в минутном оцепенении. Рассматривая детали убранства зала, нельзя не обратить внимание на непередаваемую красоту пола. Поле, окаймляющее его центральную часть, несмотря на простоту наборного рисунка (рис. 5), выглядит очень парадно. Центральная часть с громадной розеткой приковывает внимание монументальностью и гармоничностью. Такими были полы дворцов еще двести лет назад. Искусство паркетных работ развивалось по тем же законам, что архитектура, живопись и другие виды искусства, но после "золотого" для художественного паркета XVIII века, и особенно с развитием в XIX веке массового фабричного производства, его развитие практически замирает на столетие. Устройство паркетных полов из искусства превращается в ремесло. После революции в России краснодеревщикам практически стало нечего делать. Только в шестидесятых годах, при строительстве высотных зданий, а затем здания для СЭВ (ныне зани-маемое Московской мэрией) и некоторых других объектов, начали "вспоминать" эти работы.

Возрождение художественного паркета начиналось с реставраци-онных работ. Сейчас, в самом начале XXI века, несмотря на развитие науки и техники, можно сомневаться: все ли технологические тайны старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить? Можно сказать, что благодаря буквально нескольким мастерам-реставраторам искусство художественного паркета в нашей стране сохранилось до наших дней. Правда, технология со временем изменяется, детали орнамента и рисунка сегодня вырезаются уже не вручную, а на станках или даже с применением лазера и компьютерных программ, появилось много ма-шин, облегчающих труд, но, устройство художественных полов — и се-годня большое искусство, кропотливая, ювелирная работа настоящих Мастеров.